Новая полоса в жизни города, характеризуемая быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием его, открылась с 1892 г., с проведением Самаро-Златоустовской жел. дороги. Постройка дороги, начатая от Златоустаеще в 1891 г., и перевод сюда из Самарыв 1892 г. управления по постройке Западно-Сибирской жел. дороги , законченной в 1896 г., вместе с притоком капитала привлекли сюда массу рабочего и промышленного люда, а также и большое количество служащих. Влияние постройки Сибирской магистрали на рост города возрастало по мере прокладки пути и открытия движения, с начала до Кургана(в 1893 г.), а потом Омска(в 1894 г.) и т. д. В 1895 г. город соединен был еще веткой на Свердловск, а позднее (в 1912 г.),— через станцию Полетаево,— и дорогой на Троицки Кустанай. Таким образом, Челябинскстал важным узловым железнодорожным пунктом, в то время как до сих пор, благодаря своей изолированности и удаленности от центра, был типичным захолустным городком.
Со времени же проведения железной дороги город стал быстро расти и развиваться. И, действительно, не прошло и 10-ти лет, как перепись 1897 г. показала увеличение в составе населения вдвое (до 20.000). Проведение железной дороги на Сибирь усилило переселенческое движение из внутренней России в Сибирь , вызвав в Челябинске создание в 1897 г. врачебно-питательного Переселенческого пункта, самого значительного и наиболее оборудованного, занимающего своими постройками около 10-ти десятин земли. Сюда от станции была проведена железнодорожная ветка и в скором времени на пункте были устроены зимние и летние бараки, больница, амбулатория, аптека, cтоловые, церковь, баня, прачешная, водогрейка, 2-х классная школа и др. На ряду с вокзаломПереселенческий пункт являлся крупным учреждением в городе, создававшим большой спрос на припасы. Количество переселенцев, направлявшихся через станцию Челябинскс устройством пункта усилилось, достигнув в 1895 г. до 60.000, а потом, в XX веке оно стало выражаться в сотнях тысяч (от 200 до 750 тыс.). Переселенческое движение, конечно, тоже дало некоторый прилив населения города. В годы европейской войны, когда транспорт был занят, переселенческое движение прекратилось, заменившись притоком беженцев с Западной границы.