Количество слов: 1499

Положение города в центре земледельческого района обусловило и крупную торговлю здесь сельско-хозяйственными машинами и орудиями, спрос на которые развивался с улучшением земледельческой техники и с переходом к более культурным способам ведения хозяйства. В Челябинскеустроен был склад машин Столльсобственного производства и от Американской фирмы — Мак-Кормика , а в 1899 г. Столльустроил собственный завод не далеко от станции и вырабатывал на последнем плуги и молотилки. Вслед за Столль и другие фирмы стали устраивать здесь склады для поставки земледельческих машин и орудий как собственного производства, так и заграничных, каковые именно фирмы: Эльворти , Аксай , Джон-Гривз , Янцен и Нэйфельд , Андриас, Плат и Ланц; кроме того был организован казенный склад Переселенческого Правления. Всего в городе было 14 складов. Далее, в торгово-промышленной жизни города в XX столетии большое значение получило еще маслоделие , принявшее промышленный характер в нашем крае тоже с проведением железной дороги, когда введены были сепараторы и началась скупка масла для отправки его на рынки. Сначала маслоделиенаходилось преимущественно в руках частных предпринимателей, скупавших молоко у крестьян для переработки на своих заводах, а потом в деревнях начали создаваться маслодельческие артели, позднее объединившиеся и образовавшие в Челябинске отделение Союза Сибирских Маслодельных Артелей и Приуральский Союз Маслодельных Артелей.

Во время Европийской войны, когда экспорт масла упал, союзы сократили свое производство. Одним из старинных промыслов в Челябинске был кожевенный, но крупное развитие в торгово-промышленной жизни он получил особенно со времени Русско-Японской войны. На городском северном выгоне устроено было до 15 кожевенных заведений, вырабатывавших преимущественно выросток и полувал. Всего вырабатывалось в год 80–85 тысяч кож на сумму свыше 600 т. р. Сырье для переработки скупалось в городе и уезде, а также в Петропавловске и Троицке, куда оно в большом количестве поступало от киргиз. Выделанный товар направлялся для сбыта помимо местного рынка в Троицк, Кустанай, на Кочкарские прииски, заводы Уралаи отчасти в Сибирь. В настоящее время на месте небольших, но многочисленных кожевенных заводов выстроен один кожевенный завод с механическим оборудованием и с выработкой до 100 тыс. кож. Торговля скотом и продуктами животноводства раньше имела более местное значение, хотя скупка сала и масла производилась также и для отправки в Екатеринбург, Тюмень, Казаньи др. города. Но, с проведением железной дороги, стало возможным отправлять в Москвубитый скот в вагонахи холодильниках, для чего кроме старинной городской скотобойниустроены частные — Маренова и Лошкарева. В 1908 г. на городской скотобойнебыло убито до 12 тысяч голов различного скота, на бойне Маренова — 16 тысяч и у Лошкарева — около 1000 голов. В 1900 г. близъ 2-й версты Омской жел. дороги устроен был для скоропортящихся продуктов холодильник с приборами для засолки мяса. В 1920 г. этот холодильник сгорел и в 1922 г.— 23 г. было выстроено новое здание холодильника, до настоящего времени не оборудованное.

Наконец, развитие и рост города обусловили собой новую отрасль торговли — лесную. За отсутствием строевого леса вблизи города, последний раньше доставлялся гужом с Урала, из башкирских земель и из Златоустовской заводской дачи; при чем в старое время доставка леса производилась в Челябинсксплавом во время половодия по реке Миасc. С проведением-же железной дороги лес стали доставлять в Челябинсксначала из Уфы, а потом, со времени соединения с Екатеринбургом, из Верхотурья, станции Ляли, Выии из Тюмени, где имеются обширные склады леса и лесопилки. Большой спрос на лесные материалы вызвало открытие в городе7-ми крупных частных лесных складов. Оживление и развитие торговли поставили на очередь учреждение в ЧелябинскеТоварной Биржи. В 1907 году Биржевой комитет открыл свою деятельность. Торговое дело вызвало к жизни учреждение Банков Госбанка (1893 г.), Общества Взаимного Кредита, Русского Торгово-Промышленного и Агентства Русского для внешней торговли Банка. Кроме того было 14 Страховых Обществ и 8 транспортных контор.

Промышленная деятельность города за этот период сильно поднялась, хотя и в меньшей степени, чем торговля. Прежде всего соответственно главной продукции района разилось мукомольное дело и появились крупные паровые мельницы как-то: Степанова в 7-ми верстах от города, перестроенная в пароводяную, самая крупная с суточной производительностью до 12 тысяч пудов муки; Кузнецова в самом городе; Яушева; Петрова и Полякова. Старые городские водяные мельницы (Архиповская) и Боровинского были переоборудованы на пароводяные и более мощные. Кроме того в самом городе возникли мелкие мельницы: Стрельникова (в 1910 году), Ростова (в 1912 году), Иванова и Луканина. Для крупчатников особенно выгоден был перелом тарифа на станции Челябинск, дававший накидку на пуд зерна, отправляемого из Сибири до 8 копеек, что предоставляло возможность им покупать зерно и перерабатывать его в муку. На мельницах Челябинскаперемалывалось зерна до 5 миллионов пудов в год. В этот же период возникли: Пивоваренный завод Венцйеля (1893 г.), Дрожжевой завод Аникина, Дроболитейный завод Мартынова, Конфектная фабрика Высоцкого и целый ряд прочих мелких промышленных заведений: крупообдирочных, маслобойных, искусственных минеральных вод, кожевенных, салотопных, колбасных, мыловаренных, кишечномоечных, пимокатных и кирпичныхсараев.