Челябинский Одигитриевский женский монастырь находится в городе Челябинске (Оренбургской губернии), в 2-х верстах от станции Челябинск Самаро -Златоусговской железной дороги.
Основательница этой обители была крестьянская девица Анна Максимова Полежаева. Она с самых юных лет стремилась к уединенной благочестивой жизни и, наконец, испросив благословение Божие, поселилась одна в келпи на своей родине. (Родина ее — слобода Варламова Троицкого уезда Оренбургской губернии).
Когда ей исполнилось 26 лет, она удалилась в пустынное, безлюдное место и там на острове, на озере Чебаркуль (близ села Чебаркуля Троицкого уезда) с тремя девицами, пожелавшими оставить мирскую жизнь, устроила себе три келии-землянки (они заметны и по сие время), и, проводя все время в молитвенном подвиге и трудах, они прожили здесь полтора года.
Живя на острове Чебаркульском одна в келии-землянке, Анна Полежаева во время ночных молитв слышала страшный шум около своей келии, иногда же звериный рев, что ее приводило в ужас. Кроме того, она страшно боялась грома и бурь, а потому жизнь в пустыне, вдали от храма, представляла для нее ряд страданий.
В одно время, в воскресный день, она поплыла на лодке к богослужению в село Чебаркуль, и во время плавания поднялась сильная буря; лодка ужасно колыхалась, и ей угрожала смерть. Мать Анна дала обещание оставить землянку и избрать другое место, на котором устроить обитель, — и буря вскоре стихла, и она благополучно переправилась.
Желанию ее устроить здесь обитель не суждено, однако, было осуществиться: место для сей святой цели оказалось неудобным, а потому она, оставив свою любимую пустынь, перешла в Еткульскую пустынь (ныне станция Челябинского уезда Оренбургской губернии) и поселилась здесь также в келии с неотъемлемым желанием устроить обитель. Но и здесь встретила много препятствий, а потому, оставив на время свое намерение, она отправилась в путешествие по святым местам.
Совершив путешествие в город Киев и горячо помолившись Св. Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, основателям монашеского жития в России, она отправилась к Соловецким чудотворцам.
Возвратясь из путешествия, она поступила в Уфимский женский монастырь с целью приучить себя к монашеской жизни и монастырским порядкам.
Пять месяцев прожила она здесь, исполняя послушание в братской кухне.
Хорошо познакомившись с содержанием духовных книг, а также с жизнью монастырской, живя в обители, она по совету духовного отца отправилась в город Челябинск с решительным намерением приступить к началу устройства обители. В Челябинске, хотя с большим трудом и скорбью, благая цель ее была достигнута. Сначала приобретен ею был старый, небольшой деревянный домик за рекой, около Троицкой церкви, и, поселившись в нем, она принимала желающих разделить ее монашескую жизнь.
В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человекдевиц разного возраста, в числе которых были двепятилетние девочки. (Одна из них Евдокия, в монашестве Сергия, и по сие время в обители. В свое время она была хорошей чтицей и несколько лет состояла в должности уставщицы). Живя таким образом без всяких средств и помощи со стороны, все они приучались к монашеской жизни; носили черное монашеское платье, читали по умершим псалтирь и занимались разными работами, словом, трудились неустанно; в то же время смиренно и терпеливо переносили разные нужды и лишения. Не были праздны и пятилетние маленькие девочки, и им по силам находился труд. Наконец, видя вполне благочестивую жизнь девицы А. М. Полежаевой с ее сотрудницами, г. Челябинск обратил внимание и отвел место для устройства обители — бывшее кладбище.
Таким образом, в продолжение восьми лет девица А. М. П. достигала, исполнения своего благого намерения, и, наконец, желание и труды ее увенчались успехом.
В 1848 году епископ Иосиф Уфимский, быв в городе Челябинске, посетил и подвижниц, живущих в келии. Он разрешил открыть обитель на указанном городом месте, которое, посетив, осмотрел и благословил. Благословил и основательницу А. М. П., пожелав ей устроить обитель во благо и просвещение всего края. В то время инородцев в городе было более, чем православных, да и те мало понимали значение обители, а потому и желающих оказать помощь благому делу не находилось.
Не имея строительных материалов и средств, подвижницы, по примеру Преподобных Антония и Феодосия Печерских, сами рыли ямы, устраивали себе келии.
И вот за скорби и терпение Господь послал им благодетеля в лице небогатого гражданина г. Челябинска Петра Ивановича Ильиных: он стал оказывать посильную помощь во всем, словом, вошел во все их нужды и сделался самым ревностным участником этого благого дела. По примеру П. И. и другие мало-помалу стали делать посильные жертвы: кто бревно, кто два, другие кирпичи, и кто чем мог. Все это основательница обители со своими сотрудницами сама перевозила на 3-х лошадях, которые были ее собственностью. Таким образом жили, трудились и молились избранницы благочестивой жизни в продолжение шести лет.
Оставалось исполнить последнюю мысль и желание — утвердить на прочных основаниях устроившееся общежитие и открыть монастырь.
В 1854 году в феврале месяце повелением Государя Императора Николая Павловича утверждена община под названием Одигитриевской-Богородичной с наделом земли в количестве 3600 кв. сажен под постройку оной.
Первые годы сестры общины занимались выделкой льна, ткачеством холстов; более способные обучались рукоделию: делали бумажные цветы для украшения икон, вышивали бисером и проч., а также ходили и на заработки в соседние казачьи поля: весною косить траву, летом жать хлеб и даже молотить — зимою. Таким образом, без всяких средств, только своими собственными трудами и начинала мало-помалу устраиваться Челябинская Одигитриевская община, благодаря неутомимой деятельности и сильной энергии ее основательницы А. М. Полежаевой. Нередко случалось по целым дням оставаться без пищи. Недостаток очень часто случался даже в воде, так как община отстояла на большом расстоянии от реки и идти надо было городом, а потому матушка-основательница поспешила устроить колодец внутри обители, с часовнею над ним, в честь Живоносного источника Божией Матери, куда и совершается ныне крестный ход для освящения воды в положенные для того дни: 6 января, 1 августа и в Преполовение.
Перенося недостатки и даже голод, сестры не роптали и не отчаивались, а надеялись на милосердие Божие и помощь Царицы Небесной, поддерживаемые и утешаемые своей доброй руководительницей матушкою-основательницею, как они обыкновенно ее называли.
Не имея собственной церкви, сестры с благословения тогдашнего городского благочинного протоиерея Алексия Агрова ходили в кладбищенскую городскую церковь ко всем богослужениям, где и приучались у старого псаломщика Николая Ерофеевича Бирюкова пению и чтению в храме, а также и церковному уставу. Правило же монашеское выполняли дома в своих келиях.
12 марта 1854 г. Анна Полежаева определена была настоятельницею общины, а 3 апреля 1862 года, по возведению общины вмонастырь,матушка Анна утверждена настоятельницей оного, а затем 23 декабря того же года епископом Варлаамом пострижена в монашество с именем Агнии.
В то же время старанием матушки и заботами сестер хотямедленно, но все же отстраивался при обители небольшой, но каменный храм, сначала одноэтажный, с приделом во имя Свв. Преподобных Антония и Феодосия Печерских (празднование 3 и 10 мая), а потом с помощью благотворителей устроили вверху главный престол во имя Одигитриевской Божией Матери (празднование 28 июня) и 1 ноября 1860 года совершилось поднятие креста над храмом, и с этого же времени разрешено иметь священника и диакона при храме, а в 1863 году храм этот окончен, освящен и открыт к богослужению.
Сестер в это время было уже 80человек, и все они распределены были на разные послушания в общине, а затем вмонастыре. При общине была открыта школа для обучения детей, за что 21 сентября 1863 года за № 6690 была объявлена матушке признательность от имени Преосвященного Варлаама, епископа Оренбургского и Уральского, а в 1864 году 6 сентября настоятельница монахиня Агния утверждена игуменьею монастыря и избраны исправляющие должность казначеи и благочинной монастыря.
Таким образом, благодаря неусыпным трудам и заботливости игуменьи Агнии водворился должный порядок во вновь устроенной обители.
Одновременно с устройством общины матушка-основательница в 4-х’ верстах от города Челябинска устроила хутор на отведенной от казны пахотной земле в количестве 50 десятин. Первым делом матушка-основательница с помощью благодетеля П. И. Ильиных построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм; который и освящен во имя Святителя Николая в 1864 г. Неподалеку от церкви устроила келии для рабочих сестер, амбары для ссыпки зерна и загоны с плетнями для скота, а в недолгом времени устроила колодезь внутри хутора с часовнею над ним во имя святого Моисея Боговидца (празднование 4 сентября). Спустя несколько времени по освящении Одигитриевского храма в обители, на месте Св. ворот, урядом с приделом Антония и Феодосия, в нижнем этаже, одним благотворителем, Петром Ивановичем Перцевым, устроен придел во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Затем игуменья Агния снова занялась устройством при обители необходимых зданий: она выстроила каменный двухэтажный корпус с трапезною, кухнею и келиями для себя и сестер. Всеми силами старалась она изыскивать средства для содержания обители; с этой целью она устроила маленький деревянный свечной завод и, обучив сестер работать свечи, приняла на себя доставку свеч на весь Челябинский уезд.
Игуменья Агния всю жизнь свою проводила в молитве, посте и неусыпных трудах. Наконец заботы и скорби сломили ее здоровье: она заболела так, что на выздоровление не было никакой надежды. Чувствуя приближение кончины, она сама избрала по себенастоятельницу, бывшую казначею монастыря, любимую и единодушно избранную также всем обществом — монахиню Лидию.
После этого, желая успокоить больную матушку, монахини предложили ей избрать себе келию для уединения и совершенного спокойствия от всех забот, на что матушка изъявила свое согласие. Она по болезни не могла уже ходить, и сестры перенесли ее на руках в избранную келию.
С великою скорбью матушка переживала свои последние дни, но с полной надеждою на милосердие Божие и успокоение в загробной жизни, она с духовной радостью ждала дня своей кончины, и 14 сентября 1872 года, приобщившись Св. Христовых Таин, она тихо предала двух свой в руци Божьи, имея 57 лет от роду, оставив обитель не только устроенною, но и с избранной еюнастоятельницей, 15 постриженными ею монахинями и 150 сестрами-послушницами.
Прах покойной игуменьи Агнии покоится в монастырской ограде, при Одигитриевской церкви, против алтаря храма Антония и Феодосия Печерских.
Игуменья Лидия, в мире Любовь Сергеевна, единственная дочь очень богатых и знатных родителей — Калатинских, живших в городе Челябинске, впоследствии жена коллежского асессора Уржунцева. Она получила хорошее образование, окончив курс в частном пансионе. Горячо любимая родителями и мужем, она окружена была всевозможными удовольствиями; но, живя среди удовольствий и роскоши, она всеми силами своей чистой души стремилась к Сладчайшему Иисусу, возлюбленному ею с самого раннего возраста.
Она любила посещать храмы и, слушая священную службу, став где-нибудь в отдаленном месте, проливала обильные слезы. Таким образом, жизнь ее и в мире была тихою и безмятежною; но Промыслу Божию угодно было назначить ей особый путь избранников Божьих. Скоро она стала одинокою сиротою: прежде у нее умер горячо любимый ее муж; спустя сорок пять дней — также любимая ею мать. (Оба были глубоко верующие).
Оставшись молодой вдовою, она три года жила и сама ухаживала за больным параличным отцом, постепенно приготовляя себя к монашеской жизни.